Северный поток 2 - диверсия

“Темные корабли” выходят из тени тайны Северного потока

Спутниковые мониторы обнаружили два судна с выключенными трекерами в районе трубопровода до предполагаемой диверсии в сентябре.

Первые утечки газа на трубопроводе “Северный поток 2” в Балтийском море были обнаружены рано утром 26 сентября, в результате чего в атмосферу попало до 400 000 тонн метана. Официальные лица сразу же заподозрили саботаж на международном трубопроводе. Новый анализ, полученный WIRED, показывает, что два больших судна с выключенными трекерами появлялись вблизи мест утечки за несколько дней до их обнаружения.

Согласно анализу, проведенному компанией SpaceKnow, занимающейся мониторингом спутниковых данных, два “темных корабля”, каждый длиной от 95 до 130 метров, прошли в нескольких милях от мест утечки газа из “Северного потока – 2“. “Мы обнаружили несколько темных кораблей, то есть судов значительных размеров, которые проходили через интересующую нас зону“, – говорит Джерри Джаворники, генеральный директор и соучредитель компании SpaceKnow. “У них были выключены маяки, то есть не было никакой информации об их передвижении, и они пытались скрыть от мира информацию о своем местоположении и общую информацию“, – добавляет Джаворники.

Это открытие, сделанное путем анализа изображений с нескольких спутников, вероятно, еще больше усилит спекуляции о причинах взрывов. Несколько стран, расследующих этот инцидент, считают, что трубопроводы Nord Stream 1 и 2 были повреждены серией взрывов, причем многие подозрения направлены на Россию, поскольку ее полномасштабное вторжение в Украину продолжается. (Россия отрицает свою причастность). Как только SpaceKnow идентифицировала корабли, она сообщила о своих выводах официальным лицам НАТО, которые расследуют инциденты с “Северным потоком”. Яворницкий говорит, что чиновники НАТО попросили компанию предоставить больше информации.

Пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску заявила, что НАТО не комментирует “детали нашей поддержки или использованные источники”, но подтвердила, что НАТО считает инцидент “преднамеренным и безответственным актом саботажа” и усилила свое присутствие в Балтийском и Северном морях. Однако чиновник НАТО, не имеющий разрешения на публичное выступление, подтвердил WIRED, что НАТО получило данные SpaceKnow, и сказал, что спутниковые снимки могут оказаться полезными для расследования.

По словам Яворницки, чтобы обнаружить корабли, компания изучила 90-дневные архивные спутниковые снимки этого района. Компания анализирует снимки, полученные от нескольких спутниковых систем, включая платные и бесплатные сервисы, и использует машинное обучение для обнаружения на них объектов. Это включает в себя возможность отслеживать дороги, здания и изменения в ландшафте. “У нас есть 38 специальных алгоритмов, которые позволяют обнаруживать военную технику“, – говорит Яворницкий, добавляя, что система SpaceKnow может обнаруживать конкретные модели самолетов на посадочных полосах.

Собрав архивные снимки местности, SpaceKnow создал серию полигонов вокруг мест утечки газа. Самый маленький из них, площадью около 400 квадратных метров, охватывал непосредственную зону взрыва, а более крупные области интереса охватывали несколько километров. В течение нескольких недель, предшествовавших взрывам, SpaceKnow обнаружил 25 судов, проходящих через регион, от “грузовых судов до многоцелевых больших кораблей“, – говорит Яворницкий. В общей сложности у 23 из этих судов были включены транспондеры автоматической идентификационной системы (АИС). У двух судов данные AIS не были включены, и эти суда проходили в этом районе в течение нескольких дней, непосредственно предшествовавших обнаружению утечки.

Согласно международному законодательству, крупные суда обязаны устанавливать и использовать АИС. Эта система слежения за судами была создана для того, чтобы помочь судам ориентироваться и избегать возможных столкновений с другими судами. При включении AIS передает название судна, его местоположение, направление движения, скорость и другую информацию.

Суда относительно редко отключают свои транспондеры АИС. Корабли, которые “уходят в тень”, часто подозреваются в причастности к незаконному рыболовству или современному рабству, а официальные лица в Европе уже проводили расследование в отношении судов, которые, как предполагается, отключили свои транспондеры АИС. “Это не было бы обычной практикой [отключение AIS], если только суда не выполняют секретную военную миссию или не преследуют какие-то тайные цели, поскольку Балтийское море – одно из самых оживленных морей в мире с точки зрения коммерческих перевозок“, – говорит Отто Табунс, директор Балтийского фонда безопасности, неправительственной организации, занимающейся проблемами региона.

Табунс говорит, что Балтийское море имеет несколько основных “артерий”, по которым движутся суда, и “ответственно”, чтобы суда в этом районе имели включенные AIS-трекеры. Столкновения в море могут быть смертельно опасными и экологически губительными. “В [Балтийском] море есть много мест, не проходимых для больших судов“, – говорит Табунс. “Есть также некоторые районы, куда не рекомендуется или запрещено заходить судам из-за наследия Второй мировой войны“. Подводные лодки и боеприпасы времен войны, пролежавшие десятилетия, замусоривают дно Балтийского моря.

SpaceKnow обнаружил суда с отключенным AIS, используя изображения со спутников, полученные с помощью радара с синтезированной апертурой (SAR). Большинство спутников, наблюдающих за Землей, фотографируют то, что находится под ними; однако другие спутники также используют SAR для отражения радиоволн от земли и создания из них изображений. Андрей Курекин, исследователь цвета прибрежной зоны океана в Плимутской морской лаборатории, который анализировал спутниковые снимки для обнаружения объектов в море, говорит, что технология SAR может быть полезна для обнаружения судов, поскольку она показывает отражения от металлических объектов. “На снимках SAR они отображаются как яркие объекты“, – говорит Курекин.

Курекин говорит, что снимки SAR могут быть использованы для определения координат долготы и широты судна, направления его движения и, возможно, для оценки его скорости. “Основное преимущество SAR перед оптическими датчиками заключается в том, что микроволны проникают сквозь облака, – говорит Курекин. На изображения меньше влияют погодные условия, а также они могут обеспечить видимость в ночное время. “От датчика SAR довольно трудно скрыть корабль“, – добавляет Курекин.

На снимках SAR темных судов, которыми поделился WIRED, видно, что суда представляют собой светящиеся объекты, расположенные недалеко от места взрыва вокруг “Северного потока – 2“. “Мы предполагаем, что это было одно из тех двух темных судов, которые мы обнаружили, но мы не принимаем никакого решения“, – говорит Яворницкий. Он говорит, что компания не занимается определением того, что могло произойти или кто несет ответственность, а вместо этого предоставила данные властям.

Курекин предупреждает, что системы слежения АИС на борту судов могут иногда давать сбои. Сигнал от АИС может перестать связываться со спутниками или приемниками на суше, говорит Курекин, добавляя, что на сигнал может повлиять и погода. “Если есть судно, которое видно на снимке SAR, но о нем не сообщает система AIS, это не обязательно означает, что с этим судном что-то не так“, – говорит Курекин. Сигналами с транспондеров АИС также можно манипулировать – военные корабли подменяли свои данные АИС, а суда вокруг России и в Черном море в последние годы исчезали с камер слежения.

Несмотря на то, что в настоящее время проводится множество расследований взрывов, установление полной картины произошедшего может занять некоторое время. Полиция Копенгагена заявила, что в ходе первоначального расследования было установлено, что “мощные взрывы” вызвали “обширные повреждения” труб. На снимках, сделанных вокруг взорванных участков трубы, видно, что в результате взрывов было разрушено не менее 50 метров трубопровода.

В электронном письме шведская служба безопасности Säkerhetspolisen сообщила, что из-за “секретности” своей деятельности она не может обсуждать свое расследование и то, изучает ли она спутниковые данные. Однако представитель службы Габриэль Вернштедт заявил, что организация проводит “уголовное расследование грубого саботажа” вокруг труб “Северного потока 1 и 2“. “В ходе расследования на месте были произведены определенные изъятия, которые в настоящее время анализируются“, – сказал Вернштедт. В своих публичных заявлениях Säkerhetspolisen подтвердила, что на трубах были обнаружены следы денотации и что в расследовании участвуют шведские вооруженные силы.

Однако, несмотря на то, что расследование продолжается, похоже, что между странами, рассматривающими инцидент, существуют трудности, которые могут замедлить процесс. Хотя Швеция заявляет, что работает со следователями из Германии и Дании, чиновник, возглавляющий расследование, отверг планы по созданию совместного следствия.

По словам Табунса, он надеется, что этот инцидент послужит стимулом для стран к поиску более эффективных способов обмена разведывательной информацией, особенно в связи с тем, что Швеция и Финляндия подают заявки на вступление в НАТО. По словам Табунса, у каждой страны будут свои уровни классификации информации и систем, с помощью которых она собирает разведданные, и зачастую они могут быть несовместимы. Однако он добавляет, что в ходе этих событий страны должны рассмотреть возможность “интеграции существующих национальных систем, чтобы в режиме реального времени можно было обмениваться информацией для любого реагирования“.

Total
0
Shares
1 комментарий
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи
Total
0
Share