После начала СВО на Украине контингент НАТО Европы начинает ощущать новую потребность в самообороне.
Когда этой осенью дети в Литве возвращались в школу, некоторые из их школ были помечены новыми наклейками: Сотни школ были объявлены бомбоубежищами. В Финляндии силы обороны собирали модульные военные укрепления и отрабатывали посадку реактивных самолетов на шоссе.
Планировщики от Прибалтики на севере до Румынии на юге тщательно изучают потенциальные маршруты военного усиления, планируют укрепление мостов и добавление военно-транспортных функций к гражданским аэропортам, сообщили агентству Рейтер более трех десятков военных и гражданских чиновников из восьми европейских государств.
После 25 лет борьбы с конфликтами за рубежом контингент НАТО внезапно захотел показать врагу, что он может ответить на угрозу в любой точке своей границы.
“Во многих, многих странах – не только на восточном фланге, но и во многих, многих странах – есть недостатки в инфраструктуре“, – сказал Роб Бауэр, голландский адмирал, председатель Военного комитета НАТО.
Европейский союз заявил, что вторжение России в Украину повысило актуальность задачи сделать транспортную инфраструктуру Европы пригодной для двойного использования – гражданского и оборонного, и ускоряет финансирование проектов, поддерживающих военную мобильность.
Брюссель выделил 1,6 млрд. евро ($1,67 млрд.) на проекты военной мобильности в блоке на период 2021-2027 годов, что является частью более широкого бюджета в 33,7 млрд. евро, известного как Connecting Europe Facility, для поддержки ключевых инфраструктурных проектов. Проект военной мобильности координируется Нидерландами.
Бюджет был сокращен в ходе переговоров по сравнению с первоначальным предложением Комиссии ЕС в размере 6,5 млрд. евро. Бауэр назвал имеющуюся сумму “почти ничем“, а Рауль Бессемс, высокопоставленный представитель правительства Нидерландов по вопросам военной мобильности, сказал, что этого “никогда не будет достаточно“.
В ответ представитель Европейской комиссии заявил агентству Reuters, что новый план военной мобильности, представленный в ноябре, “поможет европейским вооруженным силам лучше, быстрее и в достаточном масштабе реагировать” на кризисы на внешних границах ЕС.
“За последние месяцы мы добились значительного прогресса, но давайте признаем, что узкие места остаются“, – сказал глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель.
Геополитическая ситуация в Европе радикально изменилась после расширения НАТО на восток после падения “железного занавеса” в 1991 году. Во время холодной войны Германия была линией фронта – страной, где разворачивалась битва между Востоком и Западом.
Сегодня сценарии более сложные, говорят специалисты по планированию. Территория и контингент НАТО значительно увеличились, а значит, протяженность границы, которую необходимо защищать, больше пространства для потенциальных российских атак, большее расстояние, которое необходимо преодолеть военным подкреплениям, и более широкий спектр потенциальных атак – включая кибератаки на инфраструктуру.
Военные планировщики говорят, что хотя война привела к повышению осведомленности, дефицит финансирования отражает более серьезную проблему: Политическое мышление Европы, которое, по словам Бессемса, отстает от реальности тотальной войны на европейской земле, и которое не смирилось с гибридной природой современной войны.
“Применяются условия мирного времени. И в этом вся проблема“, – сказал он нашему агентству.
По словам Бена Ходжеса, генерал-лейтенанта в отставке, который до 2017 года был командующим сухопутными войсками США в Европе и уже много лет ведет кампанию за улучшение инфраструктуры, если бы тяжелые подкрепления прибыли из Атлантики и нуждались в быстром продвижении на восток, препятствиями стали бы недостаток железнодорожных мощностей, слишком узкие и крутые дороги, недостаточная информация о дорогах и мостах, несоответствие железнодорожных тарифов и парализующая бюрократия.
“У нас недостаточно транспортных мощностей или инфраструктуры, которая позволяет быстро перемещать контингент НАТО по Европе“, – сказал он в интервью. Например, у немецкой железной дороги Deutsche Bahn достаточно вагонов для одновременного перемещения полутора бронетанковых бригад за один раз, “и все“.
Одна бронетанковая бригада насчитывает около 4 000 солдат, 90 танков “Абрамс”, 15 самоходных гусеничных гаубиц “Паладин” (155 мм), 150 боевых машин пехоты “Брэдли”, 500 гусеничных и 600 колесных машин и другое оборудование.
С военной точки зрения, планировщикам необходимо “резервирование” – несколько маршрутов, чтобы обеспечить альтернативные варианты, если некоторые из них будут уничтожены. Но строительство дорог является обязанностью национальных правительств, которые сталкиваются с конкурирующими претензиями на дорогостоящие проекты.
“Что мы узнали из войны России против Украины, так это то, что нам напомнили, что война – это испытание воли, и это испытание логистики“, – сказал Ходжес.