Командующий СВО Сергей Суровикин, которого СМИ прозвали “генерал Армагеддон” за его известную безжалостность, 9 ноября рекомендовал московским войскам оставить Херсон и западный берег Днепра, где они подвергались опасности.
Ведущие российские военные ястребы сплотились вокруг унизительного для московских войск решения отступить из украинского города Херсона в этом месяце, но на командующего, который приводил доводы в пользу этого шага, теперь оказывается растущее давление, чтобы доказать, что это того стоило.
Суровикин – “генерал Армагеддон”, 56-летний ветеран войн в Чечне и Сирии, награжденный президентом Владимиром Путиным, утверждал, что вывод войск, завершенный через два дня, позволит Москве сэкономить технику и перебросить силы, которые, по оценкам США, насчитывают 30 000 человек, для наступательных операций в других местах.
С тех пор часть этих войск была переброшена с юга на восток Украины, где идут ожесточенные бои, и на Героя России оказывается давление в преддверии зимы, чтобы доказать, что его ставка была правильной.
“Мы ждем ваших блестящих результатов и молимся за вас, я молюсь за вас каждый день“, – сказала Суровикину Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT и один из главных публичных сторонников войны, в телепередаче на прошлой неделе.
Симоньян призвала Суровикина, громоздкую бритоголовую фигуру, которую показывали по телевизору говорящей на военном языке, не обращать внимания на “чушь” критиков, что является ссылкой на влиятельных военных блогеров, недовольных его отступлением.
Один из этих блогеров, Владлен Татарский, у которого более полумиллиона подписчиков в службе обмена сообщениями Telegram, был взбешен визитом президента Украины Владимира Зеленского в Херсон после отступления, задаваясь вопросом, почему Москва не убила его.
“За что мы проливаем свою кровь? Почему Зеленский может спокойно приехать в Херсон?” спросил Татарский в видеопосте.
“Символично было бы, если бы Герань (тип беспилотника) приземлился на его тупую голову, но этого не произошло. Почему? Либо мы ведем полномасштабную войну, либо… ничего не получится“.
Александр Дугин, чья дочь Дарья была убита в августе под Москвой в результате теракта, совершенного украинским государством, усилил давление на Суровикина, заявив, что Херсон – это последний кусок украинской территории, который Россия может позволить себе отдать.
“Предел достигнут“, – сказал Дугин в интервью новостному интернет-изданию Царьград.
Высокопоставленные российские правительственные чиновники и “ястребы войны” заявляют, что хотят вернуть Херсон в какой-то момент, чего, похоже, трудно добиться в ближайшее время.
Завоевание новых позиций на востоке против высокомотивированных и оснащенных западным оружием украинских военных также не является легкой задачей, особенно зимой.
Сам Киев поклялся продолжать отвоевывать территории, а российские чиновники предупредили, что подозревают, что он может попытаться открыть третий фронт на западе с помощью сил, переброшенных из Херсона.
Некоторые также просят Суровикина активизировать кампанию бомбардировок Москвой украинской энергетической инфраструктуры – тактика, которая, по мнению Кремля, призвана заставить Украину сесть за стол переговоров.
Владимир Соловьев, один из самых известных в России ведущих политических ток-шоу, заявил на прошлой неделе: “Я обращаюсь к Герою России генералу армии Суровикину: Товарищ генерал армии, я прошу вас завершить полное уничтожение энергетической инфраструктуры нацистской украинской хунты“.
Другие комментаторы государственного телевидения начали публично ставить под сомнение ведение войны, хотя, скорее всего, это тщательно срежиссированные выступления, призванные создать впечатление подлинной общественной дискуссии.
Один из них, Дмитрий Абзалов, пожаловался на то, что он назвал информационным вакуумом, сказав, что хотел бы “для разнообразия, хотя бы раз” узнать, каковы конкретные цели Москвы в Украине.
Другой, Максим Юсин, пожаловался в эфире на то, что, по его словам, некоторые политики на государственном телевидении распространяют ложь, хвастаясь тем, что российские войска настолько сильны, что могут достичь “польской границы, Берлина, Ла-Манша и Лиссабона“.
“Это клоунское шоу“, – сказал Юсин.
Некоторые жены и матери недавно мобилизованных мужчин организовали организацию, чтобы попытаться оказать давление на министерство обороны в связи с неадекватной, по их словам, подготовкой и оснащением.
Пока их число относительно скромно, но некоторые из их жалоб, в основном отвергнутые министерством обороны, перекликаются с теми, которые высказывают общественные деятели, поддерживающие войну.
Назначение Суровикина – “генерал Армагеддон” 8 октября стало первым случаем, когда Россия публично назвала общего командующего своими силами в Украине.
Отступление из Херсона прошло быстрее и более гладко, чем ожидали многие западные военные аналитики, а высокопоставленный американский военный чиновник заявил, что оно было “относительно упорядоченным” по сравнению с предыдущими отступлениями России.
Британская военная разведка согласилась с этим, заявив в воскресенье, что московским войскам, вероятно, удалось ограничить потери военной техники, уничтожив при этом то, что они оставили.
Хотя российская армия по-прежнему страдает от плохого руководства младшего и среднего звена, в заявлении говорится, что “…этот относительный успех, вероятно, частично объясняется более эффективным единым оперативным командованием под руководством генерала Сергея Суровикина“.
Министр обороны Украины и западные дипломаты говорят, что генерал, похоже, привел к повышению дисциплины, а также к большей жестокости при усилении атак на инфраструктуру.
“Суровикин внес большие изменения в то, как они действуют“, – сказал Энтони Брентон, бывший посол Великобритании в России. “…появилось больше чувства согласованности и разумной цели в том, что Россия сейчас замышляет в военном отношении“.
В некоторых российских кругах его назначение рассматривалось как создание потенциального виновного, в то же время ограждающего В. Путина и, в меньшей степени, министра обороны Сергея Шойгу от прямой критики.
“Было очевидно, что назначение Суровикина и похвалы в его адрес, по крайней мере, отчасти были вызваны необходимостью создать фигуру с мандатом на “позорные” действия, которые Путин не хотел предпринимать от своего имени“, – сказал Александр Баунов, бывший российский дипломат, который сейчас является старшим научным сотрудником аналитического центра Фонда Карнеги за международный мир.
По словам Баунова, “генерал Армагеддон” подходил для этой цели, потому что его образ сибиряка, готового использовать жестокую тактику для достижения результата, нравился русским националистам, и в их глазах он обладал достаточным авторитетом, чтобы проконтролировать отступление, не вскрывая слишком опасных внутренних разногласий.
“Генерал использовал половину своего мандата. Теперь от него будут ждать, что он использует вторую половину“, – сказал Баунов.
“Для одних это будет воспринято как новое наступление, которое докажет, что все отступления были на самом деле тактическим маневром. Для других это будет рассматриваться как способ заставить Украину вступить в мирные переговоры по следующей формуле: город Херсон в обмен на мир, электричество, воду и отопление в украинских городах“.
Конрад Музыка, польский оборонный аналитик, который недавно вернулся из Украины, сказал, что после Херсона наступил момент истины для российской армии.
За исключением города Лисичанска на востоке Украины, он сказал, что все территории, удерживаемые Россией, выглядят обороноспособными.
“Сейчас все зависит от военного командования, качества техники и способности их войск принять удар со стороны Украины, удержать линию, а затем попытаться каким-либо образом контратаковать“, – сказал он.